Кто выиграет, а кто проиграет от крупнейшего приобретения в истории Microsoft? Google и Apple должны плакать. Что насчет игроков?

В предыдущем поколении консолей Xbox это можно было рассматривать как шар и цепь Microsoft. Консоли продавались намного хуже, чем у конкурентов, эксклюзивных игр не было, да и у большинства внутренних студий компании дела шли неважно. Раздавались даже голоса о том, что американская корпорация может отказаться от своей авантюры на рынке консолей. Однако случилось иначе.

Вместо того, чтобы поднять белый флаг, Microsoft вложила огромные деньги в Xbox. Были созданы успешные консоли Series X/S, расширена библиотека Game Pass, начали активно развиваться облачные игры и, прежде всего, начались покупки.

Xbox One был символом провала MicrosoftФото: Gamezilla

Xbox One был символом провала Microsoft

Приобретение Activision-Blizzard — крупнейшее приобретение не только в истории индустрии видеоигр, но и в истории самой Microsoft. Издатель Call of Duty должен стоить около 68 миллиардов долларов США или 271 миллиард злотых. Для сравнения, американская корпорация заплатила за LinkedIn 103 миллиарда злотых, Nuance Communication, занимающаяся искусственным интеллектом и распознаванием речи, стоила почти 76 миллиардов злотых, а Skype «всего» 34 миллиарда злотых. Столь крупная сделка может означать только одно — американская компания рассматривает видеоигры как один из важнейших сегментов своего бизнеса. Почему?

Что получит Microsoft? Больше, чем кажется

Для Microsoft важнее всего, конечно же, расширение библиотеки Game Pass. Для «зеленых» это уже давно стало гораздо важнее, чем продажа физических консолей. На данный момент сервис конечно не прибыльный, но это и не его цель на данный момент. Прежде всего, Microsoft хочет захватить как можно большую часть рынка и избежать конкуренции, что у нее пока хорошо получается. Аналогичный сервис Sony, т.е. PS Now, пока находится в зачаточном состоянии и, судя по утечкам, только в этом году наконец попытается бороться с Game Pass. Но может быть слишком поздно для победы.

Сервис PS Now работает давно, но только в отдельных регионах. Недоступно, например, в ПольшеФото: Сони

Сервис PS Now работает давно, но только в отдельных регионах. Недоступно, например, в Польше

Покупка Activision-Blizzard также позволяет Microsoft сразу войти в несколько важных сегментов рынка: мобильные игры, киберспорт и онлайн-игры. Компания King (создатели Candy Crush Saga), когда-то купленная Activision, специализируется на мобильных телефонах, а также на этот год анонсированы Call of Duty Mobile и Diablo Immortal . Мобильные игры и облачные игры — ключ Microsoft к завоеванию Азии.

Blizzard всегда развивала свой киберспортивный отдел, и хотя на данный момент у них дела обстоят не так хорошо, у них есть большой опыт, который хороший менеджер наверняка сможет использовать, например, в развитии киберспортивной сцены Halo.

Еще одна и одна из самых важных частей головоломки — онлайн-игры. Call of Duty: Warzone, Hearthstone или World of Warcraft — самые популярные игры в этой категории. Кроме того, Activision-Blizzard уже давно экспериментирует с моделью Free-2-Play, и участие в Microsoft должно значительно облегчить эти эксперименты. Издателю больше не придется ломать голову над тем, продавать ли Diablo 4 за полную стоимость или раздавать бесплатно и рассчитывать на прибыль от микротранзакций. Благодаря Game Pass вы сможете совместить преимущества обоих решений. Для подписчиков игра станет бесплатной, а остальным придется платить полную стоимость.

Нетфликс игрового мира. Нам всем придется платить за Game Pass

С обширной библиотекой Game Pass Microsoft хочет достичь еще двух важных целей. Во-первых, создайте достаточно большую пользовательскую базу, чтобы стать Netflix в игровом мире. Управляйте сервисом, необходимым каждому игроку. Фильмы и сериалы Netflix могут быть разного качества, но платформа настолько популярна, что практически все обсуждают доступные на ней продукты. Если мы хотим участвовать в таком коллективном культурном опыте, оплата Netflix почти обязательна. Это то, чем Game Pass постепенно становится для игроков. Налог на культуру.

Netflix тоже хотел бы завоевать игровой мир, но для этого может быть уже слишком поздноФото: Нетфликс

Netflix тоже хотел бы завоевать игровой мир, но для этого может быть уже слишком поздно

Никогда не удовлетворял искусственный интеллект

Во-вторых, для Microsoft очень важно удержать как можно больше людей в собственной экосистеме и собрать как можно больше данных. Искусственный интеллект в ближайшие годы изменит всю мировую экономику, а данные станут самым важным в экономике ИИ. Чем их больше и чем они детальнее, тем лучше.

Так выглядели доходы отдельных подразделений Microsoft в прошлом году. Xbox является лишь частью сегмента «Дополнительные персональные компьютеры», который является самым маленьким и растет медленнее, чем другие.Фото: Майкрософт

Так выглядели доходы отдельных подразделений Microsoft в прошлом году. Xbox является лишь частью сегмента «Дополнительные персональные компьютеры», который является самым маленьким и растет медленнее, чем другие.

Microsoft может позволить себе вкладывать значительные средства в электронные развлечения, если привлечет в свою экосистему еще миллионы пользователей. У него не закончатся деньги. 70 процентов часть дохода корпорации приходится на лазурное облако и бизнес-решения, такие как LinkedIn, Teams или Office. Все они растут на десятки процентов. ежегодно.

Кто больше всего потеряет на покупке Activision-Blizzard?

Очевидная самая большая жертва сделки — Sony. Акции компании упали почти на 15 процентов на следующий день. Это может быть немного чрезмерной реакцией со стороны инвесторов, но нельзя отрицать, что будущее компании выглядит намного хуже, чем всего два дня назад. PlayStation может одним махом лишиться нескольких очень важных тайтлов, на которых в будущем заработает целое состояние. Также японской компании будет намного сложнее бороться с Game Pass, а Xbox Series X станет еще более интересной альтернативой гораздо более популярной пока PlayStation 5.

PlayStation может иметь меньшую библиотеку, но она полна игр, в которые просто нужно играть.Фото: Пресс-материалы

PlayStation может иметь меньшую библиотеку, но она полна игр, в которые просто нужно играть.

Наиболее вероятной представляется ситуация, известная по рынку фильмов и сериалов. Microsoft будет похожа на большой и богатый Netflix, а PlayStation возьмет на себя роль HBO. Конкурент, который выпускает намного меньше, но его игры настолько высокого качества, что игроки в любом случае готовы за них доплачивать.

Однако японцы не являются крупнейшими конкурентами Microsoft. Американская корпорация сражается совсем в другой весовой категории. Для нее соперниками являются в первую очередь Apple, Google и Amazon, и именно их пытается победить Microsoft. Ни один из этих трех технологических гигантов пока не добился большего успеха в сегменте высокобюджетных видеоигр. Google Stadia оказалась большим провалом, игры от Amazon Games исчезают быстрее, чем появляются, а Apple продолжает инвестировать исключительно в мобильные игры. К тому времени, когда одной из этих корпораций придет в голову идея купить крупных и опытных издателей, может оказаться, что большинство лучших из них уже будут принадлежать Microsoft. В такой ситуации начать какую-либо драку будет просто невозможно.

Не самые лучшие настроения, наверное, и у nVidia, которая хочет завоевать рынок облачных игр. GeForce Now работает лучше, чем аналогичный сервис в Game Pass, но для его использования у игрока должны быть игры, купленные на других платформах. У пользователей Game Pass такой проблемы нет.

Клапан тоже должен быть обеспокоен. На данный момент многие владельцы Game Pass все еще покупают игры в Steam. Они к этому привыкли, им нужен доступ к своим играм в любое время, и им нравятся многие замечательные функции магазина в США. Microsoft тоже не возражает и продает все свои лучшие хиты в Steam. Однако через несколько лет ситуация может измениться. Когда игроки привыкнут к подпискам, а Game Pass получит новые функции, магазин Valve больше не будет нужен.

У Steam много замечательных функций, но их может быть недостаточно. Станет ли SteamDeck козырем Valve?Фото: Клапан

У Steam много замечательных функций, но их может быть недостаточно. Станет ли SteamDeck козырем Valve?

Сервис Microsoft конкурирует со Steam еще в одном аспекте. Это отличное место для небольших разработчиков, чтобы популяризировать свои игры. До сих пор эту функцию выполнял магазин Гейба Науэлла, но Game Pass потихоньку начинает его заменять. При этом сама Valve не очень хорошо умеет выпускать собственные игры.

В этой ситуации крупнейшим победителем с точки зрения конкуренции, кажется, является Facebook. Компания Марка Цукерберга сосредоточилась в первую очередь на VR-играх, т.е. на совершенно новом и быстрорастущем сегменте рынка, от которого отказалась Microsoft.

Выиграют ли игроки?

В краткосрочной перспективе больше всего выигрывают, конечно же, владельцы Game Pass. Через несколько месяцев у них должен быть доступ ко всем играм Call of Duty, Diablo и Starcraft. Они также могут получить скидку на подписку World of Warcraft или освободиться от дополнительных ежемесячных платежей.

Сильная конкуренция также является хорошей новостью для владельцев PlayStation. В последние годы Sony немного почила на лаврах и протолкнула множество непопулярных решений, вроде более высоких цен на игры или дополнительных сборов за версию для консолей нового поколения. Когда он чувствует дыхание соревнования на своей спине, он может изменить свой подход. Вероятно, он также попытается улучшить условия своей новой предстоящей подписки, которая должна стать японским ответом на Game Pass (мы знаем об этом только из неподтвержденных утечек).

Через несколько месяцев все самые большие хиты Activision-Blizzard, вероятно, будут доступны в Game Pass.Фото: Пресс-материалы

Через несколько месяцев все самые большие хиты Activision-Blizzard, вероятно, будут доступны в Game Pass.

Гораздо сложнее оценить последствия покупки Activision-Blizzard в долгосрочной перспективе. Столь быстрое развитие Game Pass может сделать сервис практически незаменимым для игроков, и, таким образом, Microsoft будет иметь большую свободу в определении суммы подписки. Проиграют и другие издатели и разработчики независимых игр, которым американский гигант сможет диктовать условия. Приобретение Acitvision-Blizzard также, вероятно, ускорит дальнейшие слияния и поглощения, а игровой рынок будет поделен между несколькими крупными игроками. Это может иметь неприятные последствия для потребителей.

Игровая индустрия уже никогда не будет прежней

Приобретение Activision-Blizzard компанией Microsoft — чрезвычайно важное событие, которое существенно повлияет на всю отрасль. Задеты шестеренки огромной машины, способной изменить игровой рынок до неузнаваемости. Мы сможем наблюдать за эффектами в течение следующих нескольких лет и только через какое-то время узнаем, выиграли ли от этой сделки обычные игроки. При этом стоит помнить, что рассматриваемая покупка еще не завершена и всегда нужно учитывать вероятность того, что она никогда не состоится. Не так давно британский офис отменил приобретение GIPHY Facebook и приказал Марку Цукербергу перепродать его. Заблокировать последнюю покупку Microsoft вовсе не кажется невозможным.

Поделиться в соцсетях