Мазохистские геймеры среди нас. Почему мы играем в плохие игры?

Трудно определить, что мы на самом деле подразумеваем под «плохой видеоигрой». Это индивидуальный вопрос, обычно зависящий от возраста, пола, культурной компетентности или опыта работы с самой средой. Следовательно, трудно указать на объективный инструмент для выявления действительно плохих заголовков. Обычно мы жалуемся на плохо проработанную механику, скучный или бессмысленный сюжет, неудобное управление, ужасную операторскую работу, уродливую графику и нечитаемый пользовательский интерфейс. Если по каким-то причинам игра просто неиграбельна, она в принципе теряет свою основную функцию, а это теоретически должно исключать интерес игроков.

С другой стороны, фильмы и книги, часто негативно оцениваемые критиками и рецензентами, становятся культовыми среди своих преданных поклонников. Так почему же в играх должно быть иначе? Термин «настолько плохо, что даже хорошо» можно с успехом применить ко многим постановкам, которые, хотя и получили низкие оценки в обзорах, пользуются успехом у большой группы получателей. Однако не является открытием тот факт, что мнения публицистов и общественности иногда расходятся. Однако, в отличие от приема традиционных медиа, игры требуют большой самоотдачи, уделения несравненно большего количества времени, не говоря уже о финансовых затратах. Ведь все эти усилия должны быть вознаграждены качественным развлечением.

Фото: Пресс-материалы

Саймон Ниденталь, пишущий о специфике эстетики видеоигр, предполагает, что плохо сделанные и полные ошибок проекты все же могут приносить нам радость и удовлетворение от игры. Такая позиция, хотя и может вызвать возражения со стороны многих игроков, похоже, находит свое отражение в реальности. Как это ни парадоксально, положительные эмоции, возникающие при работе с заведомо дефектными, плохо спроектированными или просто неработающими играми, могут быть такими же сильными, как и от высокобюджетных, отточенных игр. Хотя мы часто знаем о недостатках, они нас не беспокоят, а иногда являются главным преимуществом титулов, к которым мы стремимся. Так как же объяснить феномен плохих игр? Давайте рассмотрим некоторые возможные причины.

Юмористический эффект

Фото: Пресс-материалы

Глюки, присутствующие в играх, могут заставить нас смеяться, таким образом получая непреднамеренный создателями юмористический эффект. Конечно, чем хуже подготовлен заголовок, тем чаще мы сталкиваемся с забавными глюками, дающими неожиданные, комичные результаты. Довольно распространена практика подрывного обыгрывания некачественных проектов и поиска разнообразных недостатков, над которыми можно посмеяться. Об этом свидетельствуют многочисленные записи, размещенные в Интернете, авторы которых фиксируют и часто язвительно комментируют встречающиеся им несовершенства. В то же время такие материалы прекрасно показывают, насколько сложно подготовить хорошо функционирующую и красивую игру. Пока мы смеемся над очевидными недостатками и накоплением ошибок, важно помнить, что освоить процесс разработки игры — довольно сложная задача.

Ностальгия

Фото: Пресс-материалы

Кто не любит возвращаться к детским воспоминаниям, особенно если они связаны с небрежной игрой в любимые игры? Даже если со временем мы видим в них явные недостатки, они, похоже, не портят удовольствия. Когда мы запускаем игру многолетней давности, неиграбельную с сегодняшней точки зрения, мы можем многое ей простить. Мы воссоздаем предыдущий положительный опыт, который важнее самого игрового процесса. Я сам иногда возвращаюсь к простым бесплатным играм, которые были одной из первых игр, в которые я играл на своем собственном компьютере. Хотя качество их исполнения можно охарактеризовать только как терпимое, я должен признать, что они доставляют мне столько же удовольствия, сколько и раньше. В наши дни, когда мы избалованы десятками отличных игр, выпускаемых каждый год, стоит совершить сентиментальное путешествие в те времена, когда мы наслаждались даже самыми слабыми играми.

Доступность

Фото: Пресс-материалы

Эта причина кажется прозаичной, но полностью игнорировать ее сложно. Как правило, к плохо разработанным или просто недоработанным играм проще получить доступ. Они стоят недорого, но также часто выпускаются в бесплатной модели. У них низкие требования к оборудованию, поэтому они не заставляют вас иметь дорогой компьютер или телефон с мощными компонентами. Благодаря этому некоторые получатели получают возможность интерактивного развлечения, даже если оно качественно отличается от более крупных и дорогих игр, а лишь имитирует их. Несмотря на популярность видеоигр, они по-прежнему остаются довольно дорогим хобби, особенно если принять во внимание его технологическую (тоже технофильскую) оболочку, которая просто не всем по карману.

Приятное однообразие

Фото: Пресс-материалы

Плохо спроектированные игры обычно характеризуются повторяющимися действиями, выполняемыми игроком, что делает их скучными и не очень увлекательными. Если у нас сложится впечатление, что мы раз за разом беремся за одни и те же, слишком простые задачи, несложно расстроиться и даже бросить игру. Однако есть игры, в которых это однообразие имеет обратный эффект и мотивирует продолжать играть. Это потому, что игра вырабатывает в нас некую рутину, и это само по себе приятно. Один мой друг как-то пожаловался на разочарование в Dead Island , но в то же время признал, что боевая система, присутствующая в этой игре, и постоянное методичное уничтожение зомби дают ему приятное ощущение однообразия. Монотонность, которую так часто критикуют обозреватели, не обязательно должна быть недостатком игры.

Привязанность и чувства

Фото: Пресс-материалы

К разряду слабых игр, но добившихся впечатляющих коммерческих успехов, относятся и ежегодные выпуски серии ленточных червей. Причиной такого диапазона может быть сильная связь с другой сферой жизни, такой как спорт или музыка, что усиливает интерес к данному названию. Каждый год игроки NBA2K жалуются на микротранзакции, которые портят удовольствие от игры, гриндинг, замедляющий развитие персонажа, небольшие изменения в механике геймплея и отказы серверов. Они жалуются лишь на косметические улучшения графики и плохую поддержку некоторых режимов спустя несколько месяцев после релиза. Несмотря на это нытье, они возвращаются к этому циклу и проводят в нем сотни часов, а ответственная за это компания зарабатывает баснословные суммы. Сложно объяснить такую ситуацию только отсутствием реальной конкуренции на рынке, а скорее чем-то вроде сильной привязанности, не позволяющей отказаться от покупки очередной части серии.

Любопытство

Фото: Пресс-материалы

Мы также играем в плохие игры, чтобы увидеть, действительно ли они так плохи, как о них говорят или пишут. Мы готовы рискнуть потерей времени и денег, вложив их в своеобразный эксперимент. Хуже, если в результате мы запускаем игру, которая увлекает нас всем, но не своей механикой. Мы устаем от игры тогда, потому что: мы хотим знать историю до конца, нам понравились персонажи, мы были заинтригованы дизайном представленного мира, мы были в восторге от звуков окружающей среды, и в конце не стоит сдаваться, так как мы уже начали. Кто знает, может быть, после первых часов ситуация наладится, и мы не пожалеем о своем решении купить данную игру. Однако часто этого не происходит.

Сломанный значит сложный

Фото: Пресс-материалы

Я оставил напоследок вопрос о самых преданных игроках, которые относятся к плохим и сломанным играм как к вызову. Незаконченные постановки по понятным причинам сложно получить и использовать, но недостатка в любителях такого рода аттракционов нет. Глюки, баги, не загружающиеся модели, кривые скрипты, сумасшедшая камера и неадекватно реагирующие противники создают гремучую смесь, преодолеть которую под силу только самым смелым смельчакам. Здесь мы противостоим не только предвиденным создателями невзгодам, но и несовершенству самой среды. Некоторые ретро-игры своим якобы высоким уровнем сложности обязаны определенным недостаткам производственного процесса, которые делают прохождение отдельных уровней настоящим достижением. Поэтому прохождение такой провальной игры можно считать достойным уважения подвигом.

Какие еще причины общения с плохими играми приходят на ум? А может быть, у вас есть любимая слабая постановка, к которой вы любите возвращаться? Мы рекомендуем вам оставлять комментарии.

А если вы предпочитаете играть в высококачественные игры, мы рекомендуем следующие игры из последних выпусков:

Поделиться в соцсетях