Белковые карты, созданные с помощью технологии сканирования спинномозговой жидкости, для поиска маркеров болезни Альцгеймера

Белковые карты, созданные с помощью технологии сканирования спинномозговой жидкости для поиска маркеров болезни Альтгеймера

Обзор исследования. Образцы СМЖ были взяты у 140 контрольных лиц и 160 участников с болезнью Альцгеймера, что было определено по уровню tTau/Aβ в СМЖ.1–42 соотношение. Сеть CSF AD использовалась для оценки влияния фармакологического вмешательства с использованием АТХ на патофизиологию, связанную с заболеванием. Ключевые хаб-белки со всей сети использовались для кластеризации участников в группы на основе сходства их протеомных характеристик спинномозговой жидкости независимо от их статуса Aβ и tTau в спинномозговой жидкости. Кредит: Научная трансляционная медицина (2024). DOI: 10.1126/scitranslmed.adn3504

Большая группа нейробиологов, биохимиков и специалистов по болезни Альцгеймера, связанных с учреждениями в США и Исландии, создала белковую карту для поиска закономерностей в спинномозговой жидкости, которые могут служить маркерами начала болезни Альцгеймера за десятилетия до постановки диагноза.

В своем исследовании, опубликованном в журнале Научная трансляционная медицинаГруппа использовала технологию сканирования высокого разрешения, чтобы помочь выявить основные причины заболевания.

Болезнь Альцгеймера связана с накоплением белков бета-амилоида и тау в мозге. Предыдущие исследования показали, что сканирование и анализ крови и других биологических жидкостей могут помочь обнаружить и подтвердить диагноз болезни Альцгеймера, но врачи могут сделать это только после прогрессирования заболевания.

Врачи (и их пациенты) хотели бы иметь биомаркер, который предполагает вероятность развития болезни Альцгеймера, когда еще есть шанс замедлить или остановить ее. А это означает, что нужно найти тест, который мог бы предсказать болезнь за много лет до появления симптомов.

В этом новом исследовании исследовательская группа сосредоточила свое внимание на спинномозговой жидкости, подозревая, что она может содержать намеки на болезнь Альцгеймера задолго до появления симптомов.

Исследователи получили тысячи образцов спинномозговой жидкости от 160 человек на разных стадиях развития болезни Альцгеймера. Затем они просканировали все образцы с помощью тандемной масс-спектрометрии и проанализировали их с помощью модифицированного анализа SomaScan 7000 на основе аптамеров от SomaLogic, создав профили для каждого из образцов, а затем сравнив их друг с другом.

Это позволило исследовательской группе построить карты для поиска закономерностей в нескольких типах белков одновременно — вместе они могли бы обеспечить ранний маркер болезни Альцгеймера. Группа разработала 34 модуля для использования в тестировании.

Тестируя модули, исследователи обнаружили то, что они называют корреляцией между болезнью Альцгеймера и генетическим фактором риска APOE ε4 — открытие, намекающее на открытие маркера заболевания, который можно было бы использовать за 20 лет до появления современных методов диагностики.

Эрик Б. Даммер и др., Протеомный анализ спинномозговой жидкости при болезни Альцгеймера выявляет изменения, связанные с лечением APOE ε4 и атомоксетином, Научная трансляционная медицина (2024). DOI: 10.1126/scitranslmed.adn3504.