Для создания долговременной памяти требуется повреждение ДНК, обнаружили исследователи

Создание долговременной памяти требует повреждения нервных клеток

Фрагменты, высвобождаемые из ядер нейронов, ДНК которых повреждается во время обучения: ДНК (большая белая точка в центре справа), гистоны (фиолетовые) и факторы транскрипции (красные и зеленые). Фото: лаборатория Радуловича.

Точно так же, как невозможно приготовить омлет, не разбив яиц, ученые из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна обнаружили, что долговременные воспоминания невозможны без повреждения ДНК и воспаления мозга. Их удивительные выводы были опубликованы в журнале. Природа в статье под названием «Формирование агрегатов памяти посредством ДНК-чувствительного пути TLR9».

«Воспаление нейронов головного мозга обычно считается плохим явлением, поскольку оно может привести к неврологическим проблемам, таким как болезни Альцгеймера и Паркинсона», — сказала руководитель исследования Елена Радулович, доктор медицинских наук, профессор кафедры Доминика П. Пурпура. профессор нейробиологии, профессор психиатрии и поведенческих наук, а также кафедра нейробиологии Сильвии и Роберта С. Олник в Эйнштейне.

«Но наши результаты показывают, что воспаление в определенных нейронах в области гиппокампа мозга имеет важное значение для создания долговременных воспоминаний».

Гиппокамп уже давно известен как центр памяти мозга. Доктор Радулович и ее коллеги обнаружили, что стимул запускает цикл повреждения и восстановления ДНК в определенных нейронах гиппокампа, что приводит к формированию стабильных агрегатов памяти — кластеров клеток мозга, которые представляют наш прошлый опыт. Элизабет Вуд, доктор философии. Студентка и Ана Чикварик, постдок в лаборатории Радуловича, были первыми авторами исследования в Эйнштейне.

От потрясений к устойчивым воспоминаниям

Исследователи обнаружили этот механизм формирования памяти, подвергая мышей кратким, легким электрошокам, достаточным для формирования воспоминаний о событии шока (эпизодическая память). Затем они проанализировали нейроны в области гиппокампа и обнаружили, что были активированы гены, участвующие в важном воспалительном сигнальном пути.

«Мы наблюдали сильную активацию генов, участвующих в пути Toll-подобного рецептора 9 (TLR9)», — сказал доктор Радулович, который также является директором Научно-исследовательского института психиатрии в Монтефиоре Эйнштейне (PRIME).

«Этот воспалительный путь наиболее известен тем, что вызывает иммунные реакции путем обнаружения небольших фрагментов ДНК патогена. Поэтому сначала мы предположили, что путь TLR9 активировался из-за инфекции у мышей. Но присмотревшись внимательнее, мы, к нашему удивлению, обнаружили, что TLR9 активировался только в кластерах клеток гиппокампа, которые показали повреждение ДНК».

Мозговая деятельность обычно вызывает небольшие разрывы в ДНК, которые восстанавливаются в течение нескольких минут. Но в этой популяции нейронов гиппокампа повреждение ДНК оказалось более существенным и устойчивым.

Запуск воспаления для создания воспоминаний

Дальнейший анализ показал, что фрагменты ДНК вместе с другими молекулами, образующимися в результате повреждения ДНК, высвобождались из ядра, после чего активировался воспалительный путь нейронов TLR9; этот путь, в свою очередь, стимулировал образование комплексов репарации ДНК в необычном месте: центросомах.

Эти органеллы присутствуют в цитоплазме большинства клеток животных и необходимы для координации деления клеток. Но в нейронах, которые не делятся, стимулированные центросомы участвовали в циклах восстановления ДНК, которые, по-видимому, организовывали отдельные нейроны в комплексы памяти.

«Деление клеток и иммунный ответ сохранялись у животных на протяжении миллионов лет, что позволяло жизни продолжаться, одновременно обеспечивая защиту от чужеродных патогенов», — сказал доктор Радулович.

«Вполне вероятно, что в ходе эволюции нейроны гиппокампа переняли этот иммунный механизм памяти, объединив путь TLR9, чувствительный к ДНК, с функцией центросомы восстановления ДНК для формирования воспоминаний без перехода к делению клеток».

Сопротивление вводу посторонней информации

Было обнаружено, что в течение недели, необходимой для завершения воспалительного процесса, нейроны, кодирующие память мыши, изменились по-разному, в том числе стали более устойчивыми к новым или аналогичным раздражителям окружающей среды.

«Это примечательно, — сказал доктор Радулович, — потому что мы постоянно наводнены информацией, а нейронам, которые кодируют воспоминания, необходимо сохранять уже полученную информацию и не отвлекаться на новые входные данные».

Важно отметить, что исследователи обнаружили, что блокирование воспалительного пути TLR9 в нейронах гиппокампа не только не позволяет мышам формировать долговременную память, но и вызывает глубокую геномную нестабильность, то есть высокую частоту повреждений ДНК в этих нейронах.

«Геномная нестабильность считается признаком ускоренного старения, а также рака, психиатрических и нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера», — сказал доктор Радулович.

«Для облегчения симптомов длительного COVID-19 были предложены препараты, ингибирующие путь TLR9. Но необходимо проявлять осторожность, поскольку полное ингибирование пути TLR9 может представлять значительный риск для здоровья».

Елена Радулович, Формирование сборок памяти посредством ДНК-чувствительного пути TLR9, Природа (2024). DOI: 10.1038/s41586-024-07220-7. www.nature.com/articles/s41586-024-07220-7

Предоставлено Медицинским колледжем Альберта Эйнштейна.

Цитирование: Для создания долговременной памяти требуется повреждение ДНК, как обнаружили исследователи (27 марта 2024 г.), получено 28 марта 2024 г. с https://medicalxpress.com/news/2024-03-term-memories-requires-dna.html.