Исследования изучают химический состав шарового скопления Терзан 6

Химическое содержание звезд Терзан 6 наблюдалось с помощью X-shooter (закрашенные треугольники) и NIRSpec (светлые квадраты). Фото: Фанелли и др., 2024 г.

Астрономы провели комплексное химическое исследование галактического шарового скопления, известного как Терзан 6. Результаты исследования представлены в научной статье, опубликованной 11 июня на сервере препринтов. arXivможет расширить наши знания о свойствах и природе этого кластера.

Шаровые скопления (ШС) представляют собой скопления тесно связанных звезд, вращающихся вокруг галактик. Астрономы воспринимают их как естественные лаборатории, позволяющие изучать эволюцию звезд и галактик. В частности, шаровые скопления могут помочь исследователям лучше понять историю формирования и эволюцию галактик ранних типов, поскольку происхождение ШС, по-видимому, тесно связано с периодами интенсивного звездообразования.

Обнаруженный в 1968 году Терзан 6 представляет собой сильно покрасневшую ШС, расположенную во внутренней выпуклости Млечного Пути, примерно в 23 000 световых годах от Земли. Он имеет промежуточную светимость, металличность на уровне -0,62 dex, а его общая масса оценивается примерно в 100 000 солнечных масс.

Хотя Терзан 6 известен уже несколько десятилетий, его химический состав изучен слабо. Вот почему группа астрономов под руководством Криштиану Фанелли из Обсерватории астрофизики и космических наук Болоньи в Италии решила изучить химию скопления.

Наблюдения проводились с использованием космического телескопа Хаббл (HST), телескопа Кек II и Очень большого телескопа (VLT) в рамках долгосрочного текущего проекта, направленного на изучение звездных популяций ШС галактического балджа.

Команда Фанелли провела ближнюю инфракрасную спектроскопию среднего и высокого разрешения репрезентативной выборки из 27 звезд-гигантов, вероятно, членов Терзана 6. Все исследованные звезды находятся в пределах 80 угловых секунд от центра скопления, имеют среднюю гелиоцентрическую скорость 143,3 км/ч. с, а их эффективные температуры составляют от 3500 до 4250 К.

Основываясь на этой выборке звезд, астрономы обнаружили, что Терзан 6 имеет металличность примерно -0,65 dex и не демонстрирует какого-либо заметного внутреннего разброса содержания железа. Оказалось, что соотношение содержания кальция, кремния, магния, титана, кислорода, алюминия и натрия увеличено по отношению к соответствующим солнечным значениям примерно на 0,3–0,4 dex. Однако соотношение содержания калия увеличивается лишь незначительно, в среднем на 0,11 dex, в то время как углерод и марганец истощаются.

Исследователи отметили, что предполагаемое химическое содержание указывает на то, что Терзан 6 является настоящим ШС галактического выступа. Они добавили, что увеличение содержания альфа-элементов, таких как кремний, магний или титан, предполагает древний возраст звездного населения скопления, которое, вероятно, образовалось в ранние эпохи из газа, в основном обогащенного сверхновыми типа II. Более того, разброс содержаний легких элементов указывает на наличие в Терзане 6 звезд первого и промежуточного второго поколений.

«Некоторый разброс в содержании легких элементов согласуется с возможным самообогащением Терзана 6 этими элементами в течение его ранней жизни, что обычно наблюдается в галактических ШС и интерпретируется как признак множественных звездных популяций», — авторы статьи. заключил.

К. Фанелли и др., Подробное химическое содержание шарового скопления Терзан 6 во внутренней балдже, arXiv (2024). DOI: 10.48550/arxiv.2406.07180.

Информация журнала:
arXiv