Компьютерные модели предполагают, что современная тектоника плит возникла из-за сгустков, оставшихся после космического столкновения.

Временная эволюция полей вязкости (верхний ряд) и состава (нижний ряд) трехмерного эталонного случая, показывающая инициирование субдукции, вызванной плюмом, вызванным LLSVP. (а–) Модельные снимки на 0 млн лет (а), 104 млн лет (б), 108 млн лет (в) и 111 млн лет (г) соответственно. Кредит: Письма о геофизических исследованиях (2024). DOI: 10.1029/2023GL106723

Небольшая группа геологов и сейсмологов из Калифорнийского технологического института с помощью компьютерного моделирования обнаружила доказательства, свидетельствующие о том, что гигантские сгустки материала вблизи ядра Земли, предположительно образовавшиеся в результате космического столкновения 4,5 миллиарда лет назад, могут быть ответственны за формирование современных плит. тектоника.

В своем исследовании, опубликованном в журнале Письма о геофизических исследованияхГруппа использовала существующие данные о сгустках, более технически известных как крупные провинции с низкой скоростью (LLVP), и использовала их для создания компьютерного моделирования и моделей, показывающих их воздействие на Землю в долгосрочных масштабах.

В 1980-х годах геофизики обнаружили то, что они описали как гигантские сгустки неизвестного материала недалеко от центра Земли — один под Тихим океаном, другой под частями Африки. Затем, в прошлом году, другая команда нашла доказательства того, что капли (LLVP) являются остатками Тейи, планеты, которая столкнулась с Землей 4,5 миллиарда лет назад. Остальная часть обломков столкновения, как предполагает теория, слилась на орбите Земли, образовав Луну.

Для этого нового исследования команда из Калифорнии использовала компьютерные модели, чтобы показать, какое влияние LLVP могли оказать на земную кору за последние миллионы лет, и представить доказательства того, что они могут быть ответственны за современную тектонику плит.

Данные для моделей были получены на основе сейсмических данных, которые показали, что LLVP состоят из материала, отличного от ядра или мантии. После некоторых корректировок модели показали, что примерно через 200 миллионов лет после того, как Тейя столкнулась с Землей, давление LLVP привело к созданию горячих шлейфов, простирающихся от ядра к поверхности. Это привело к опусканию некоторых участков поверхности, что привело к субдукции.

Субдукция в конечном итоге привела к разломам на поверхности, которые сегодня служат границами тектонических плит. Исследователи предполагают, что их модели могут объяснить, почему некоторые из древнейших минералов на Земле демонстрируют признаки субдукции.

Цянь Юань и др., Гигантский ударный источник первой субдукции на Земле, Письма о геофизических исследованиях (2024). DOI: 10.1029/2023GL106723