«Космические головные боли» — это настоящая боль для астронавтов. Почему они происходят?

Close-up of a male astronaut in a space suit with a helmet looking up past the camera

Космический полет может стать настоящей головной болью — в буквальном смысле. Со времен программы «Аполлон» астронавты сообщали о том, что испытывали головные боли во время пребывания в условиях микрогравитации. И многие из них никогда не сталкивались с периодическими головными болями на Земле. Кажется, что-то в космических путешествиях иногда вызывает мигрень или симптомы, похожие на головную боль напряжения, включая боль, чувствительность к свету и иногда тошноту.

Однако до недавнего времени эти сообщения носили в основном спорадический и анекдотический характер. Теперь новое исследование, опубликованное в журнале Neurology 13 марта демонстрирует, что эти загадочные «космические головные боли» на самом деле довольно распространены. Исследователи проанализировали данные 24 астронавтов, которые вели журналы во время многонедельных космических экспедиций, а также ретроспективные данные о состоянии здоровья 42 астронавтов, участвовавших в космических миссиях до начала исследования. Они обнаружили, что в течение первых семи дней после отъезда с Земли головные боли были не просто случайным неудобством — они были нормой. «Почти каждый человек [surveyed] в космосе в ту первую неделю страдал от головной боли», — говорит Рон ван Остерхаут, невролог из Медицинского центра Лейденского университета в Нидерландах и соавтор новой статьи.