Пятьдесят лет назад ученые обнаружили почти полный окаменелый череп и сотни фрагментов костей самки этого рода возрастом 3,2 миллиона лет. Австралопитек афарский, которую часто называют «матерью всех нас». Во время празднования после ее открытия ее назвали «Люси» в честь песни группы «Битлз» «Люси в небе с бриллиантами».
Хотя Люси разгадала некоторые эволюционные загадки, ее внешность остается тайной предков.
Популярные изображения облачают ее в густой красновато-коричневый мех, а ее лицо, руки, ступни и грудь выглядывают из более густых зарослей.
Оказывается, эта волосатая фотография Люси может быть ошибочной.
Технологические достижения в области генетического анализа позволяют предположить, что Люси могла быть обнажена или, по крайней мере, покрыта гораздо более тонкой вуалью.
Согласно истории коэволюции людей и их вшей, наши непосредственные предки потеряли большую часть своего меха 3–4 миллиона лет назад и не носили одежду до 83 000–170 000 лет назад.
Это означает, что на протяжении более 2,5 миллионов лет древние люди и их предки были просто обнажены.
Как философ, меня интересует, как современная культура влияет на представления о прошлом. И то, как Люси изображают в газетах, учебниках и музеях, может рассказать о нас больше, чем говорят о ней.
От наготы к стыду
На потерю волос на теле у ранних людей, вероятно, повлияла комбинация факторов, включая терморегуляцию, задержку физиологического развития, привлечение сексуальных партнеров и защиту от паразитов. Экологические, социальные и культурные факторы, возможно, способствовали конечному принятию одежды.
Обе области исследований – когда и почему гоминины теряют волосы на теле и когда и почему они в конечном итоге оделись – подчеркивают огромный размер мозга, на воспитание которого уходят годы, и для поддержания которого требуется непропорционально большое количество энергии по сравнению с другими частями тела. тело.
Поскольку человеческим младенцам требуется длительный период ухода, прежде чем они смогут выжить самостоятельно, междисциплинарные исследователи-эволюционисты предположили, что древние люди приняли стратегию парных связей – мужчина и женщина вступают в партнерские отношения после формирования сильной привязанности друг к другу. Работая вместе, им будет легче справляться с многолетней родительской опекой.
Однако парное соединение сопряжено с риском.
Поскольку люди социальны и живут большими группами, у них неизбежно возникает искушение нарушить пакт моногамии, что затруднит воспитание детей.
Нужен был какой-то механизм для обеспечения социально-сексуального пакта. Этот механизм, вероятно, был позором.
СВЯЗАННЫЙ: Была ли у предка человека Люси акушерка?
В документальном фильме «В чем проблема с наготой?» Эволюционный антрополог Дэниел М.Т. Фесслер объясняет эволюцию стыда: «Человеческое тело — это высшая сексуальная реклама… Нагота — это угроза базовому социальному договору, потому что это приглашение к измене… Стыд побуждает нас оставаться верными нашим партнерам и делиться ими». ответственность за воспитание наших детей».
Границы между телом и миром
Люди, которых метко называют «голыми обезьянами», уникальны отсутствием меха и систематическим использованием одежды. Только запретив наготу, «нагота» стала реальностью.
По мере развития человеческой цивилизации должны были быть приняты меры для обеспечения соблюдения общественного договора – карательные наказания, законы, социальный диктат – особенно в отношении женщин.
Так зародилось отношение стыда к человеческой наготе. Быть обнаженным — значит нарушать социальные нормы и правила. Поэтому вы склонны испытывать стыд.
Однако то, что считается обнаженным в одном контексте, может не считаться в другом.
Голые лодыжки в викторианской Англии, например, вызвали скандал. Сегодня голые топы на французском средиземноморском пляже – обычное дело.
Когда дело доходит до наготы, искусство не обязательно имитирует жизнь.
В своей критике европейской традиции масляной живописи искусствовед Джон Бергер проводит различие между наготой – «быть собой» без одежды – и «обнаженной натурой», формой искусства, которая превращает обнаженное тело женщины в приятное зрелище для мужчин.
Критики-феминистки, такие как Рут Баркан, усложнили проводимое Бергером различие между наготой и обнаженной натурой, настаивая на том, что нагота уже сформирована идеализированными представлениями.
В книге «Нагота: культурная анатомия» Баркан демонстрирует, что нагота — это не нейтральное состояние, а наполненное смыслом и ожиданиями. Она описывает «ощущение обнаженности» как «повышенное восприятие температуры и движения воздуха, потерю знакомой границы между телом и миром, а также эффекты реального взгляда других» или «интернализированного взгляда воображаемого другого». «
Нагота может вызвать целый спектр чувств – от эротизма и близости до уязвимости, страха и стыда. Но такого понятия, как нагота, не существует вне социальных норм и культурных практик.
вуали Люси
Таким образом, независимо от густоты ее меха, Люси не была обнажена.
Но так же, как обнаженная натура — это своего рода платье, Люси с момента ее открытия представлялась таким образом, который отражает исторические представления о материнстве и нуклеарной семье. Например, Люси изображается одна со спутником-мужчиной или со спутником-мужчиной и детьми. Выражение ее лица теплое, удовлетворенное или покровительственное, отражающее идеализированные образы материнства.
Современные попытки визуализировать наших далеких предков подвергаются критике как своего рода «эротическая фантастическая наука», в которой ученые пытаются заполнить пробелы прошлого, основываясь на своих собственных предположениях о женщинах, мужчинах и их отношениях друг с другом.
В своей статье 2021 года «Визуальные изображения нашего эволюционного прошлого» междисциплинарная группа исследователей попробовала другой подход. Они подробно описывают свою собственную реконструкцию окаменелости Люси, раскрывая свои методы, взаимосвязь между искусством и наукой и решения, принятые для восполнения пробелов в научных знаниях.
Их процесс контрастирует с другими реконструкциями гоминидов, которым часто не хватает веских эмпирических обоснований и увековечивают женоненавистнические и расовые заблуждения об эволюции человека. Исторически сложилось так, что иллюстрации стадий человеческой эволюции, как правило, заканчивались белым европейцем-мужчиной. А многие реконструкции женщин-гомининов преувеличивают черты, оскорбительно связанные с чернокожими женщинами.
Один из соавторов «Визуальных изображений», скульптор Габриэль Винас, предлагает визуальное объяснение реконструкции Люси в «Санта-Люсии» — мраморной скульптуре Люси как обнаженной фигуры, задрапированной полупрозрачной тканью, символизирующей собственную неуверенность художника и Люси. загадочный внешний вид.
Люси под покрывалом говорит о сложных отношениях между наготой, прикрытием, сексом и стыдом. Но в нем Люси также изображена как девственница под покрывалом, фигура, почитаемая за сексуальную «чистоту».
И все же я не могу не представить себе Люси за пределами ткани, Люси не в небе с бриллиантами и не застывшую в материнской идеализации – Люси, которая «обезьянничает» из-за накинутой на нее вуали, Люси, которая может оказаться вынужденной носить маска Guerrilla Girls, если вообще что-нибудь.
Эта отредактированная статья перепечатана с сайта Разговор по лицензии Creative Commons. Прочтите оригинальная статья.