Обнаружена теплая экзопланета Юпитер, вращающаяся вокруг далекой звезды

Сводный график поиска RV для S1429, показывающий временной ряд лучевых скоростей с наиболее подходящей моделью (панель a) и остатками (панель b). Фото: Томас и др., 2024 г.

Астрономы сообщают об открытии новой теплой экзопланеты Юпитер, вращающейся вокруг далекой звезды в рассеянном скоплении Мессье 67. Новооткрытый внесолнечный мир, получивший обозначение S1429 b, почти в два раза массивнее Юпитера. Открытие было подробно описано в статье, опубликованной 5 марта на сервере препринтов. arXiv.

Теплые Юпитеры — это газовые планеты-гиганты с периодом обращения от 10 до 200 дней. Это делает их сложными целями для обнаружения транзитов и последующих исследований лучевой скорости (RV) по сравнению с их аналогами с более короткой орбитой, получившими название «горячие юпитеры».

Недавно группа астрономов под руководством Луиса Томаса из Мюнхенской университетской обсерватории в Германии провела спектроскопические наблюдения 11 звезд в Мессье 67 (или сокращенно M67, также называемом скоплением королевской кобры) — старом и густонаселенном галактическом открытом пространстве. кластер (ОК).

Наблюдательная кампания, в которой в основном использовался спектрограф Habitable Planet Finder (HPF), установленный на 10-метровом телескопе Хобби-Эберле (HET) в обсерватории Макдональд в Техасе, была частью исследования RV «Поиск планет-гигантов в M67».

«В период с декабря 2019 года по март 2022 года мы продолжили наблюдения за 11 звездами в M67 с помощью спектрографа Habitable Planet Finder (HPF). Мы включили шесть звезд, которые показали потенциальные долгосрочные вариации RV, и пять звезд в точке поворота M67. у которого не было ранее опубликованных данных», — пишут исследователи в статье.

Наблюдения, выполненные командой Томаса, привели к обнаружению новой планеты вокруг поворотной точки спектрального класса F9.5V, известной как S1429. Недавно обнаруженный инопланетный мир, получивший обозначение S1429 b, является шестой планетой, открытой в составе Мессье 67.

Согласно статье, S1429 b имеет минимальную массу 1,8 массы Юпитера и вращается вокруг своей родительской звезды каждые 77,48 дней по наиболее вероятной круговой орбите на расстоянии примерно 0,384 а.е. от нее. Равновесная температура планеты оценивалась примерно в 683 К.

Родительская звезда S1429, расположенная на расстоянии около 2800 световых лет от Земли, примерно в два раза больше Солнца, а ее масса составляет всего 1,26 солнечной массы. Возраст звезды оценивается в 4,3 миллиарда лет, ее эффективная температура составляет около 6000 К, а ее металличность находится на уровне -0,013 dex.

Подводя итоги, авторы статьи подчеркнули, что в общей сложности шесть известных звезд-хозяев планет в Мессье 67, включая S1429, распределены по разным стадиям эволюции.

В частности, есть три горячих Юпитера, вращающихся вокруг звезд главной последовательности, а планеты с более длинным периодом вращаются вокруг звезды точки поворота и двух красных гигантов. Они отметили, что все три горячих Юпитера в этом скоплении имеют минимальную массу значительно меньше массы Юпитера.

Луис Томас и др., Поиск планет-гигантов в M67 V: теплый Юпитер, вращающийся вокруг поворотной звезды S1429, arXiv (2024). DOI: 10.48550/arxiv.2403.02911.

Информация журнала:
arXiv