Чат-боты, эти помощники на базе искусственного интеллекта, которые могут использоваться предприятиями для решения любого количества задач, экономящих время и повышающих производительность, являются одними из самых простых результатов в стремлении любой организации внедрить генеративный искусственный интеллект (genAI).
Начиная с ChatGPT от OpenAI в ноябре 2022 года, чат-боты все чаще используются для автоматизации различных бизнес-процессов и помощи сотрудникам в выполнении повседневных задач.
Чат-боты можно интегрировать через API с внутренними системами планирования ресурсов предприятия (ERP) и управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), чтобы использовать собственные данные и автоматизировать задачи с интенсивным использованием данных, такие как обновление записей о клиентах.
Корпоративные чат-боты могут улучшить создание программного кода, обобщить документы, помочь в разработке маркетинговых и рекламных кампаний, а также автоматизировать задачи службы поддержки и взаимодействие с клиентами. Большие языковые модели (LLM), лежащие в основе чат-ботов, хотя и не без ошибок, предназначены для обучения и совершенствования с течением времени.
Исследовательская фирма IDC называет все диалоговые приложения искусственного интеллекта с поддержкой genAI, которые действуют как помощники, «вторыми пилотами», хотя Microsoft охраняет авторские права на этот термин с заглавной буквы «C» (второй пилот).
Copilot — это версия Microsoft ChatGPT от OpenAI, чат-бота genAI, который использует тот же LLM (GPT-4) и может получать доступ к Интернету через Bing от Microsoft.
«IDC ожидает, что вторые пилоты [lower-case ‘c’] будет распространяться в течение следующих нескольких лет и в конечном итоге станет стандартным интерфейсом для большинства программных продуктов, каким являются веб-интерфейсы сегодня», — говорится в новом отчете компании.
Microsoft, основной инвестор и партнер OpenAI, интегрировала ChatGPT в большинство своих корпоративных продуктов под названием Copilot. И на сегодняшний день Microsoft доминирует на рынке корпоративных чат-ботов благодаря этому продукту.
«Несколько поставщиков готовят вторые пилотные проекты, которые здесь не упомянуты или были только что выпущены, в том числе такие поставщики, как Slack, Salesforce, Oracle, SAP, Cisco и другие», — сказал Дэвид Шубмель, вице-президент IDC по исследованиям в области искусственного интеллекта и автоматизации. «Мы ожидаем, что в будущем это будет очень динамичный рынок».
В прошлом месяце Microsoft выпустила волну вторых пилотных проектов для Microsoft 365, Microsoft Dynamics и даже Microsoft Teams. В этом месяце IDC опубликовала опрос пользователей из Северной Америки, Европы и Азии, где ИИ-помощники лидируют по внедрению.
Когда их спросили, с какими приложениями или поставщиками приложений genAI они работают или планируют работать сегодня и через два года, большинство выбрали что-то другое, а не Microsoft 365 Copilot, самый популярный корпоративный чат-бот компании.
На первый взгляд, опрос IDC, в котором приняли участие более 600 международных пользователей, ставит Amazon и ее программный генератор кода искусственного интеллекта CodeWhisperer значительно впереди конкурентов, в число которых входит инструмент Google Gemini for Workspaces, занявший второе место.
Примерно каждый шестой (16,4%) респондентов опроса выбрал CodeWhisperer в качестве чат-бота, который они используют сегодня, а 20% заявили, что планируют использовать его через два года. Сегодня у Google Generative AI for Workspaces 14,1% пользователей, хотя к 2026 году это число упадет до 11,1% при ожидаемом использовании через два года.
Однако на этом доминирование над Microsoft заканчивается.
Следующие четыре продукта второго пилота, выбранные респондентами, принадлежали Microsoft либо напрямую, либо через дочернюю компанию, например онлайн-репозиторий разработчиков Github.
Microsoft 365 Copilot назвали 9,1% респондентов — цифра, которая изменилась лишь незначительно за два года и составила 9,3% пользователей. GitHub Copilot использовался респондентами в 10,2% случаев, но через два года это число упадет до 3,4%.
Microsoft Dynamics 365 Copilot сегодня используют 7,5% пользователей, а за два года их число выросло до 12,6%, тогда как Microsoft Security Copilot выбрали 7,5% респондентов для использования сегодня и 7,2% для использования через два года.
Опрос IDC проводился в октябре 2023 года, но в компании заявили, что с тех пор цифры, скорее всего, существенно не изменились, и текущий их анализ остается точным.
Если взять вместе все продукты Microsoft Copilot, включая вариант GitHub, инструменты genAI компании использовали 34,3% респондентов, при этом 32,5% ожидали, что будут использовать те же продукты через два года.
Тем не менее, по мнению Шубмеля, инструменты типа второго пилота по-прежнему используются для увеличения производства программного кода.
«Вторые пилоты кодирования используются для генерации кода, его анализа и даже создания документации», — сказал Шубмель. «Другие пилоты дают советы и рекомендации по мере того, как пользователи работают с корпоративными приложениями».
© IDG Communications, Inc., 2024.